534
1
Кто на самом деле виноват в кемеровской трагедии и почему она может повториться.
Причины страшного пожара в торгово-развлекательном центре (ТРЦ) «Зимняя вишня», только по предварительным данным унесшего жизни 64 человек, предстоит установить следствию. Но уже сегодня понятно: с пожарной безопасностью в здании были большие проблемы. Причем это беда не только «Зимней вишни». Несмотря на то что все пожарные нормативы, что называется, написаны кровью, к ним, как правило, относятся чудовищно пренебрежительно. «Лента.ру» пообщалась с экспертами и попыталась узнать, что привело к кемеровской трагедии и может ли она повториться.
«Проверками пожар не потушишь»
Начальник Научно-исследовательского центра профилактики пожаров и предупреждения ЧС с пожарами Ирэк Хасанов.
За пожарную безопасность отвечает владелец. Он несет уголовную ответственность за гибель людей, он должен был следить за системой сигнализации, пожаротушения, пути эвакуации должны были быть свободны. Говорят, что надо было проверки делать. Наши предприниматели добились того, что Госпожнадзор имеет право проводить их один раз в три года. При этом он не может закрыть объект в случае нарушения, он должен выдать предписание и только потом подать в суд — и суд будет решать, закрыть или нет это здание.
Это сложная процедура. В советское время было как: пришел и закрыл, пока не устранят нарушения. Сейчас у нас либеральные законы. Проверками не потушишь пожар. Госпожнадзор не может каждый день приходить с проверками. Он пришел — все двери открыли, сигнализацию включили. Проверяющие ушли — все двери закрыли, сигнализацию отключили. Вот на этом пожаре надо показать, что за пожарную безопасность отвечает не МЧС, а хозяева этого объекта.
У большинства владельцев торговых комплексов на первом плане деньги: надо побольше заработать, побольше сделать магазинов, а на пожарной безопасности они экономят. Во всех проектах торговых центров учитываются нормы противопожарной безопасности, но здесь важны эксплуатирующие компании. Многие хозяева ставят «островковую» торговлю в тех участках, где люди могли бы свободно эвакуироваться, закрывают эвакуационные выходы, чтобы дети не бегали. Такие отступления от проекта я очень часто вижу.
«Третий резонансный пожар — из-за проводки»
Коммерческий директор фирмы по производству систем пожарной безопасности Борис Король.
Окончательные причины пожара в «Зимней вишне» еще не установлены, но одна из основных версий — это неисправность электропроводки. В России и в мире 30 процентов всех пожаров происходит по причине перегрева электроприборов и электропроводки. И за последний год три резонансных пожара: торговый центр «РИО», рынок «Синдика» и торговый центр в Кемерове — причина одна и та же. Здание на Новом Арбате тоже горело из-за проводки.
Суть проблемы в том, что монтаж электрики выполняется некачественно. Это общая болезнь, и она часто становится причиной оплавления контактов, что приводит к возгоранию электрики и всего помещения. Иногда ставится алюминиевая проводка, которая еще больше подвержена возгоранию. Из-за некачественного монтажа и из-за естественной эксплуатации контакты в электрических шкафах, в распределительных шкафах имеют тенденцию ухудшаться. Как только сопротивление становится большим, выделяется много тепла — и контакты оплавляются.
До недавнего времени не могли с этим бороться, потому что не было достаточно дешевых устройств и методов непрерывного контроля температуры контактов. Осмотр проводился вручную — соответственно, есть человеческий фактор. Если осмотр проводить вручную, с помощью тепловизора, то можно определить температуру контактов только в момент осмотра, а что было несколько часов или дней назад — неизвестно. И я надеюсь, что будут изменения в законодательстве, чтобы ставили устройства для обнаружения предаварийной ситуации в обязательном порядке на социальные объекты и на объекты с большим количеством людей.
«Противопожарные мероприятия — это упущенная выгода»
Руководитель проектов по системам пожарной безопасности Сергей Победоносцев.
Обслуживающий персонал — охранники, арендаторы, субарендаторы, владельцы здания — должны знать свои действия в нештатных ситуациях. Очень часто этот момент не прорабатывается, не обыгрывается, вообще никак не реализуется. Потому что противопожарные мероприятия, проведенные в этих учениях, — это, грубо говоря, закрытие торгового комплекса на рабочий день и упущенная выгода. Не все собственники идут на это, а противопожарные мероприятия проводят только на бумаге.
То же самое и система противопожарной сигнализации и противопожарной защиты. Ей, как и любой технике, требуются плановые работы по обслуживанию — чистка, уход, проверка контактов, все это должно проводиться минимум раз в квартал. Вообще есть нормативные документы, которые регламентируют производство работ по техническому обслуживанию таких систем. Они никем не отменены, но в последнее время носят чисто рекомендательный характер.
Это обусловлено тем, что органы Госпожнадзора сокращены почти на 70 процентов, и инспекторов, которые смотрят за пожарной безопасностью, не хватает. Сейчас на одного инспектора приходится, грубо говоря, два-три муниципальных округа — это в Москве. Чисто физически человек не успеет обойти все это и проверить. Кроме того, все, что может инспектор, — выписать предписания, что не соотносится ни с административной, ни с уголовной ответственностью. Выписал предписание, а собственник здания идет в суд и обжалует, суд принимает решение «не кошмарить бизнес» — и на этом все.
Кроме того, у обслуживающего персонала в торговых центрах зачастую низкая квалификация по обслуживанию систем противопожарной безопасности и автоматики. Для того чтобы смотреть за этим хозяйством, должен быть штат, даже пусть аутсорсинговая компания, которая оказывает услуги по наблюдению за техническим состоянием. Это в среднем где-то 200 рублей за квадратный метр. Но владельцы торговых центров — они свои мерседесы отправляют на техническое обслуживание, считая это в порядке вещей, а здесь, раз этого не видно, раз обслуживание не приносит прибыли, то и слышать об этом не хотят. Это все из опыта общения с ними.
Бывает и так, что ошибки начинаются еще при проектировании здания. А дальше просто идет накладка одного на другое: проектировщики что-то забыли, монтажная организация пошла по пути оптимизации расходов, заложила не тот кабель, каждый сэкономил по 5-10 копеек, приобрели все по минимуму, чтобы пройти экспертизу, чтобы не было нареканий со стороны надзорных органов. Получается, что на бумаге все хорошо, а на деле ничего не работает. В 80-90 процентов случаев такое наблюдается.
Ну и, соответственно, самовольные перепланировки помещений из промышленных объектов в торговые комплексы, из-за чего появляются лабиринты. По идее, если мы проводим перепланировку, мы обязаны менять и систему пожарной сигнализации, но никто этого не делает, потому что это дополнительные расходы. По большому счету, не надо искать криминала там, где присутствует обычное человеческое разгильдяйство и попытка оптимизировать расходы даже ценой чужих жизней.
«Не сработала сигнализация — не сработало ничего»
Профессор академии противопожарной службы МЧС России Владимир Ройтман.
ТРЦ «Зимняя вишня» в Кемерово был устроен в бывшем производственном здании кондитерской фабрики. В этом нет ничего страшного: подобное перепрофилирование — общемировая практика. Однако в случае с «Зимней вишней» из объекта умеренной пожарной опасности мы получили объект повышенной пожарной опасности с массовым скоплением людей. Соответственно, систему противопожарной защиты необходимо было переделывать, причем серьезно. Она должна была состоять из нескольких блоков.
Блок I. Противопожарные преграды
В ТРК образовались несколько зон с разным функционалом: это и кинотеатр, и фудкорт, и торговые объекты. В этом случае каждая зона отделяется от другой противопожарными преградами — стенами и перекрытиями, мощными конструкциями с повышенной огнестойкостью. По сути возникают отдельные пожарные отсеки — и огонь из одной зоны не переходит в другую.
Блок II. Автономная система противопожарной защиты
Идея в том, что отдельная система противопожарной защиты устанавливается для каждой зоны ТРК. Пусть в одной зоне что-то случилось, ее система вышла из строя, но в других они работают.
Блок III. Обеспечение безопасности людей при ЧС
Сюда входит проектирование путей эвакуации под все количество посетителей ТРК, противодымная защита и система оповещения при пожаре. Эвакуация по определению — это самостоятельное движение людей из опасной зоны в безопасную. Дым не должен попадать на пути, которыми люди спасаются. Чтобы он уходил, должна включиться аварийная система вентиляции: она вытягивает дым из припотолочной зоны и выбрасывает его наружу. Одновременно этот механизм создает небольшое избыточное давление воздуха на лестницах. Когда там оказываются люди, бегущие от огня, дым туда не проникает из-за давления.
Блок IV. Активные средства защиты
Это, пожалуй, самое эффективное средство борьбы с пожаром — автоматическая система пожаротушения, оросители на потолке, которые включаются автоматически. Они всегда наполнены водой и закрыты специальной запорной деталью, которая разрушается при температуре 70 градусов, когда огонь еще не разошелся. В этот момент вода начинает идти прямо на место возгорания. Однако эта система стоит денег — а тратить их, к сожалению, готовы не все...
Сюда же относится и пожарная сигнализация. Извещатели должны стоять везде и реагировать на дым или повышение температуры. Именно они приводят в действие и систему противодымной защиты, и систему оповещения, и указатели путей эвакуации... Я подозреваю — и об этом проскакивают упоминания в СМИ, — что система сигнализации не сработала, а значит, не сработало и все остальное — то, что должно было спасать людей. И это, к сожалению, факт: извещатели действительно функционируют не всегда, хотя и должны обязательно работать — это прописано в техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности.
В целом система противопожарной защиты строится так, что отдельные ее элементы перекрывают и страхуют друг друга, причем вмешательство людей для ее работы вообще не нужно. При нормальном проектировании и эксплуатации того, что случилось в ТРЦ «Зимняя вишня», вообще быть не должно.
«За безопасность торгового центра, в первую очередь, несут ответственность его собственники»
Адвокат Тамерлан Барзиев
За произошедшее отвечают как собственник, так и лица, непосредственно осуществлявшие административную деятельность. Это могут быть управляющий, его заместители. Если торговый центр имел собственную службу безопасности, то вопросы однозначно возникнут к ее руководству, а если находился на обслуживании какого-либо охранного агентства, то к ответственным лицам этой организации, если организация отвечала не только за охрану, но и за пожарную сигнализацию. В любом случае, кто-то устанавливал пожарную сигнализацию, кто-то ее обслуживал.
Соблюдение мер пожарной безопасности в коммерческих организациях проверяют органы Государственного пожарного надзора МЧС Российской Федерации. Но дело в том, что торговый центр, будучи объектом малого и среднего бизнеса, подпадал под т.н. «надзорные каникулы», которые длятся до декабря 2018 года. Поэтому торговый центр не проверяли на законных основаниях, если бы инспектор пожарного надзора попробовал бы во время надзорных каникул произвести проверку, у него были бы серьезные неприятности, в том числе и с прокуратурой.
«Проверками пожар не потушишь»
Начальник Научно-исследовательского центра профилактики пожаров и предупреждения ЧС с пожарами Ирэк Хасанов.
За пожарную безопасность отвечает владелец. Он несет уголовную ответственность за гибель людей, он должен был следить за системой сигнализации, пожаротушения, пути эвакуации должны были быть свободны. Говорят, что надо было проверки делать. Наши предприниматели добились того, что Госпожнадзор имеет право проводить их один раз в три года. При этом он не может закрыть объект в случае нарушения, он должен выдать предписание и только потом подать в суд — и суд будет решать, закрыть или нет это здание.
Это сложная процедура. В советское время было как: пришел и закрыл, пока не устранят нарушения. Сейчас у нас либеральные законы. Проверками не потушишь пожар. Госпожнадзор не может каждый день приходить с проверками. Он пришел — все двери открыли, сигнализацию включили. Проверяющие ушли — все двери закрыли, сигнализацию отключили. Вот на этом пожаре надо показать, что за пожарную безопасность отвечает не МЧС, а хозяева этого объекта.
У большинства владельцев торговых комплексов на первом плане деньги: надо побольше заработать, побольше сделать магазинов, а на пожарной безопасности они экономят. Во всех проектах торговых центров учитываются нормы противопожарной безопасности, но здесь важны эксплуатирующие компании. Многие хозяева ставят «островковую» торговлю в тех участках, где люди могли бы свободно эвакуироваться, закрывают эвакуационные выходы, чтобы дети не бегали. Такие отступления от проекта я очень часто вижу.
«Третий резонансный пожар — из-за проводки»
Коммерческий директор фирмы по производству систем пожарной безопасности Борис Король.
Окончательные причины пожара в «Зимней вишне» еще не установлены, но одна из основных версий — это неисправность электропроводки. В России и в мире 30 процентов всех пожаров происходит по причине перегрева электроприборов и электропроводки. И за последний год три резонансных пожара: торговый центр «РИО», рынок «Синдика» и торговый центр в Кемерове — причина одна и та же. Здание на Новом Арбате тоже горело из-за проводки.
Суть проблемы в том, что монтаж электрики выполняется некачественно. Это общая болезнь, и она часто становится причиной оплавления контактов, что приводит к возгоранию электрики и всего помещения. Иногда ставится алюминиевая проводка, которая еще больше подвержена возгоранию. Из-за некачественного монтажа и из-за естественной эксплуатации контакты в электрических шкафах, в распределительных шкафах имеют тенденцию ухудшаться. Как только сопротивление становится большим, выделяется много тепла — и контакты оплавляются.
До недавнего времени не могли с этим бороться, потому что не было достаточно дешевых устройств и методов непрерывного контроля температуры контактов. Осмотр проводился вручную — соответственно, есть человеческий фактор. Если осмотр проводить вручную, с помощью тепловизора, то можно определить температуру контактов только в момент осмотра, а что было несколько часов или дней назад — неизвестно. И я надеюсь, что будут изменения в законодательстве, чтобы ставили устройства для обнаружения предаварийной ситуации в обязательном порядке на социальные объекты и на объекты с большим количеством людей.
«Противопожарные мероприятия — это упущенная выгода»
Руководитель проектов по системам пожарной безопасности Сергей Победоносцев.
Обслуживающий персонал — охранники, арендаторы, субарендаторы, владельцы здания — должны знать свои действия в нештатных ситуациях. Очень часто этот момент не прорабатывается, не обыгрывается, вообще никак не реализуется. Потому что противопожарные мероприятия, проведенные в этих учениях, — это, грубо говоря, закрытие торгового комплекса на рабочий день и упущенная выгода. Не все собственники идут на это, а противопожарные мероприятия проводят только на бумаге.
То же самое и система противопожарной сигнализации и противопожарной защиты. Ей, как и любой технике, требуются плановые работы по обслуживанию — чистка, уход, проверка контактов, все это должно проводиться минимум раз в квартал. Вообще есть нормативные документы, которые регламентируют производство работ по техническому обслуживанию таких систем. Они никем не отменены, но в последнее время носят чисто рекомендательный характер.
Это обусловлено тем, что органы Госпожнадзора сокращены почти на 70 процентов, и инспекторов, которые смотрят за пожарной безопасностью, не хватает. Сейчас на одного инспектора приходится, грубо говоря, два-три муниципальных округа — это в Москве. Чисто физически человек не успеет обойти все это и проверить. Кроме того, все, что может инспектор, — выписать предписания, что не соотносится ни с административной, ни с уголовной ответственностью. Выписал предписание, а собственник здания идет в суд и обжалует, суд принимает решение «не кошмарить бизнес» — и на этом все.
Кроме того, у обслуживающего персонала в торговых центрах зачастую низкая квалификация по обслуживанию систем противопожарной безопасности и автоматики. Для того чтобы смотреть за этим хозяйством, должен быть штат, даже пусть аутсорсинговая компания, которая оказывает услуги по наблюдению за техническим состоянием. Это в среднем где-то 200 рублей за квадратный метр. Но владельцы торговых центров — они свои мерседесы отправляют на техническое обслуживание, считая это в порядке вещей, а здесь, раз этого не видно, раз обслуживание не приносит прибыли, то и слышать об этом не хотят. Это все из опыта общения с ними.
Бывает и так, что ошибки начинаются еще при проектировании здания. А дальше просто идет накладка одного на другое: проектировщики что-то забыли, монтажная организация пошла по пути оптимизации расходов, заложила не тот кабель, каждый сэкономил по 5-10 копеек, приобрели все по минимуму, чтобы пройти экспертизу, чтобы не было нареканий со стороны надзорных органов. Получается, что на бумаге все хорошо, а на деле ничего не работает. В 80-90 процентов случаев такое наблюдается.
Ну и, соответственно, самовольные перепланировки помещений из промышленных объектов в торговые комплексы, из-за чего появляются лабиринты. По идее, если мы проводим перепланировку, мы обязаны менять и систему пожарной сигнализации, но никто этого не делает, потому что это дополнительные расходы. По большому счету, не надо искать криминала там, где присутствует обычное человеческое разгильдяйство и попытка оптимизировать расходы даже ценой чужих жизней.
«Не сработала сигнализация — не сработало ничего»
Профессор академии противопожарной службы МЧС России Владимир Ройтман.
ТРЦ «Зимняя вишня» в Кемерово был устроен в бывшем производственном здании кондитерской фабрики. В этом нет ничего страшного: подобное перепрофилирование — общемировая практика. Однако в случае с «Зимней вишней» из объекта умеренной пожарной опасности мы получили объект повышенной пожарной опасности с массовым скоплением людей. Соответственно, систему противопожарной защиты необходимо было переделывать, причем серьезно. Она должна была состоять из нескольких блоков.
Блок I. Противопожарные преграды
В ТРК образовались несколько зон с разным функционалом: это и кинотеатр, и фудкорт, и торговые объекты. В этом случае каждая зона отделяется от другой противопожарными преградами — стенами и перекрытиями, мощными конструкциями с повышенной огнестойкостью. По сути возникают отдельные пожарные отсеки — и огонь из одной зоны не переходит в другую.
Блок II. Автономная система противопожарной защиты
Идея в том, что отдельная система противопожарной защиты устанавливается для каждой зоны ТРК. Пусть в одной зоне что-то случилось, ее система вышла из строя, но в других они работают.
Блок III. Обеспечение безопасности людей при ЧС
Сюда входит проектирование путей эвакуации под все количество посетителей ТРК, противодымная защита и система оповещения при пожаре. Эвакуация по определению — это самостоятельное движение людей из опасной зоны в безопасную. Дым не должен попадать на пути, которыми люди спасаются. Чтобы он уходил, должна включиться аварийная система вентиляции: она вытягивает дым из припотолочной зоны и выбрасывает его наружу. Одновременно этот механизм создает небольшое избыточное давление воздуха на лестницах. Когда там оказываются люди, бегущие от огня, дым туда не проникает из-за давления.
Блок IV. Активные средства защиты
Это, пожалуй, самое эффективное средство борьбы с пожаром — автоматическая система пожаротушения, оросители на потолке, которые включаются автоматически. Они всегда наполнены водой и закрыты специальной запорной деталью, которая разрушается при температуре 70 градусов, когда огонь еще не разошелся. В этот момент вода начинает идти прямо на место возгорания. Однако эта система стоит денег — а тратить их, к сожалению, готовы не все...
Сюда же относится и пожарная сигнализация. Извещатели должны стоять везде и реагировать на дым или повышение температуры. Именно они приводят в действие и систему противодымной защиты, и систему оповещения, и указатели путей эвакуации... Я подозреваю — и об этом проскакивают упоминания в СМИ, — что система сигнализации не сработала, а значит, не сработало и все остальное — то, что должно было спасать людей. И это, к сожалению, факт: извещатели действительно функционируют не всегда, хотя и должны обязательно работать — это прописано в техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности.
В целом система противопожарной защиты строится так, что отдельные ее элементы перекрывают и страхуют друг друга, причем вмешательство людей для ее работы вообще не нужно. При нормальном проектировании и эксплуатации того, что случилось в ТРЦ «Зимняя вишня», вообще быть не должно.
«За безопасность торгового центра, в первую очередь, несут ответственность его собственники»
Адвокат Тамерлан Барзиев
За произошедшее отвечают как собственник, так и лица, непосредственно осуществлявшие административную деятельность. Это могут быть управляющий, его заместители. Если торговый центр имел собственную службу безопасности, то вопросы однозначно возникнут к ее руководству, а если находился на обслуживании какого-либо охранного агентства, то к ответственным лицам этой организации, если организация отвечала не только за охрану, но и за пожарную сигнализацию. В любом случае, кто-то устанавливал пожарную сигнализацию, кто-то ее обслуживал.
Соблюдение мер пожарной безопасности в коммерческих организациях проверяют органы Государственного пожарного надзора МЧС Российской Федерации. Но дело в том, что торговый центр, будучи объектом малого и среднего бизнеса, подпадал под т.н. «надзорные каникулы», которые длятся до декабря 2018 года. Поэтому торговый центр не проверяли на законных основаниях, если бы инспектор пожарного надзора попробовал бы во время надзорных каникул произвести проверку, у него были бы серьезные неприятности, в том числе и с прокуратурой.
Ссылки по теме:
- Политические комментарии и картинки из соц. сетей ORIGINAL* 26/03/2018
- Политические комментарии и картинки из соц. сетей ORIGINAL* 25/03/2018
- Жертвы и их "палачи" - кто виноват в пожаре в "Зимней вишне"?
- На Филиппинах продолжается война против наркотиков: убит один наркодилер и 13 подозреваемых
- Реакция на трагедию в Кемерове
Новости партнёров
реклама
Пожар в торговом центре Адмира л произошёл 11 марта 2015 года в Казани. Возгоранию был присвоен четвёртый номер сложности по пятибалльной шкале. В результате пожара погибло 17 человек, пострадало более 70, без вести пропавшими числятся 2 человека.
Только об этом быстро умолчали..молодец Минниханов. Замял вовремя)))) Не только детей на остановке убивать семьей может и самолеты ронять сыночком...
-----------
Ребята, уточните пожалуйста - действует ли режим военного положения в органах власти с момента начала работы РФ в Сирии или с момента Украинского конфликта ?
Если есть "военное положение", хотя в целом даже если военного положения нет, что бы закрыть ТЦ за пожарную безопасность ФСБ может повесить на объект ярлык "вероятно место проведения теракта" и обязать владельца очень неплохо раскошелиться на ведомственную охрану, а то и вовсе носом владельца в бумажку тыкнуть и сказать "объявляй рабочим, что до устранения проблем площадка не обслуживает посетителей"
В целом даже можно создать неприятные условия для владельца бизнеса что бы он по дешевке свой бизнес сбросил предпринимателям которые к делу ответственно относятся и за Родину душой и собственным кошельком радеют.
И так по многим позициям. Иначе тя никто охранять не будет и под вопросом вообще открытие торговой точки.
А щас - сам видишь.
Нет окончательного, фактического, супергенерального плана внутреннего обустройства. Пустые залы подписали в эксплуатацию, а дальше понеслась: перегородки, холодильники, банкоматы, автоматы и тд. Исполнители уже срулил с объекта и понеслась отсебятина от арендаторов, а это - где подешлевле, а где и просто знакомый дядя Петя. Иногда такими тенётами обрастает. Страх!
- правильно сказано.
хороший мультик из СССР.